Поиск:
 

Грозный: город, который стерли. Часть первая

НИА-Хакасия

Я приехал в Грозный на Фестиваль культуры и спорта народов Кавказа и его 200-летний день рождения. До этой поездки в чеченскую столицу я уже дважды был здесь в качестве экскурсанта и несколько раз проезжал через город по пути из Пятигорска в Махачкалу и обратно. И всякий раз меня охватывало чувство, объяснить которое не мог. Тем более описать в понятных хотя бы самому себе терминах. На этот раз мне это удалось.
Центр современного Грозного поразительно красив. Символами города стали два объекта. Первый – мечеть «Сердце Чечни». В 2013 году вместе с Коломенским кремлем она стала победителем конкурса «Россия-10» и стала символом всей нашей страны. Выдержанное в кремово-золотистых тонах здание словно спустилось с небес на своих куполах-парашютах, а четыре копья-минарета то ли пронзают небесный свод, то ли поддерживаю его.
Второй символ Грозного – архитектурный ансамбль делового центра из нескольких высотных зданий, получивший наименование «Грозный-Сити». Из-за него чеченскую столицу стали именовать северокавказским Дубаем. По мне так комплимент более чем сомнительный. Мегаполис в аравийской пустыне являет собой, на мой взгляд, памятник безвкусице и сумасшедшим деньгам. Те, кто застраивал Дубай, знали о неограниченных финансовых возможностях заказчиков и потому не особо старались сделать красиво. Делали высоко и богато. Творцы же «Грозный-Сити» продемонстрировали отменный вкус: ансамбль хорошо смотрится и при смене ракурсов открывается зрителям всякий раз с новой стороны. Ночью небоскребы Дубая погружаются в темноту и лишь их силуэты обрисовываются цепочкой сигнальных огней на фоне чернильного неба. «Грозный-Сити» в темное время суток выглядит даже более эффектно, чем днем. Он представляет собой некое светоцветовое шоу, которое можно наблюдать вплоть до рассвета.
Мы сидим с моим хорошим знакомым в кофейне на первом этаже одной из башен делового центра. И я высказываю ему мысль, что может лучше было не строить второй Дубай, а восстановить старый Грозный, бывший некогда одним из самых красивых городов Советского Союза и самым зеленым. Мой собеседник, немного помолчав, ответил: «А восстанавливать-то было нечего». И в тот же вечер вернувшись в гостиницу и включив телевизор я увидел по второму каналу тот Грозный. Первый штурм, вход федеральных войск, артиллерийские обстрелы, бомбежки. Установление контроля над городом. Потом сдача его боевикам. Второй штурм, и опять артобстрелы, бомбежки. Люди, ночующие в подвалах домов. Люди, черпающие воду из луж. Трупы. Та война для многих из нас в России все же была войной медийной, войной «по телевизору». Как когда-то такой же была война афганская, как сейчас – война сирийская. Кроме тех, разумеется, кто потерял на ней своих мужей, сыновей, братьев. Основной массе населения страны было не до неё. Это было время, когда всем нам на голову упал рынок. Кто-то (незначительное меньшинство) сказочно богател, кто-то (подавляющее большинство) катастрофически нищал. На улицах и площадях всех городов России звучали выстрелы и гремели взрывы. Новоявленные бизнесмены чаще других маркетинговых ходов по завоеванию своей доли рынка использовали физическое устранение конкурента. Так было быстрее, дешевле и эффективней. И глядя в тот вечер на экран телевизора, я понял, что за чувство меня охватывало при каждой встрече с Грозным.
Экскурсантов, приезжающих в чеченскую столицу на несколько часов, ведут практически по одному маршруту: храм Михаила Архангела, смотровая площадка на крыше одной из башен «Грозный-Сити», мечеть «Сердце Чечни», мемориальный комплекс Славы имени Ахмата Кадырова. В небольшой отрезок свободного времени экскурсанты не знают, куда себя девать. В свою последнюю поездку я открыл для себя чудный уголок в центре города – бульвар Махмуда Эсамбаева. Эта пешеходная улица начинается на площади Абубакара Кадырова и упирается в театрально-концертный зал чеченской филармонии. Всего два квартала невысоких, не выше пяти этажей, жилых домов и общественных зданий. Некоторые из них – это тщательно отреставрированные дома-кварталы старого Грозного, в стиле «сталинский ампир» с арками и большими дворами. Здесь царят какие-то необыкновенные тишина и покой, атмосфера уюта домового двора. В кондитерской «Шантил» можно отведать вкуснейших пирожных, выпить чашечку кофе. А можно просто посидеть на очень удобных скамейках из покрытых лаком деревянных реек, подставив лицо лучам солнца или спрятавшись в тени деревьев.
В Грозном много интересных архитектурных сооружений и за пределами «Грозный-Сити». Так в архитектуре здания Национальный музей Чеченской республики очень сильны национальные мотивы. А вот здания русского драматического театра имени М. Лермонтова и Национальной библиотеки – примеры стиля интернационального хайтека. Оперный театр чеченской столицы чем-то похож и на своего одесского «коллегу», и на московский театр Советской Армии.
На фото «НИА-Кавказ» — Грозный, мечеть «Сердце Чечни»