Поиск:
 

Год Учителя в Хакасии: развивать педагогический потенциал

НИА-Хакасия

Участники заседания Коллегии министерства образования и науки Хакасии подвели итоги работы региональной системы образования в 2009 году и наметили вектор развития образовательной отрасли на ближайшую перспективу. В работе коллегии приняла участие заместитель председателя правительства Республики Хакасия Ирина Смолина.
Самой важной задачей региональной системы образования в ближайшее время, отметила министр образования и науки Республики Хакасия Галина Салата, станет введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с законодательным изменением структуры общего образования каждому образовательному учреждению предстоит провести большую работу по разработке новых образовательных программ. Государственные образовательные стандарты нового поколения принципиально отличаются от прежних. В новом стандарте не прописано содержание образования, зато четко обозначены требования к его результатам — не только предметным, но и личностным. Новым стандартом четко определены и требования к образовательной программе школы. При этом, следует обратить внимание на еще одно обязательное требование нового стандарта — образовательная программа школы должна содержать три важных компонента — программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы, — дает подробности пресс-служба республиканского министерства образования и науки.
Важным аспектом предстоящей работы должно стать создание современной школьной инфраструктуры. Это одно из самых затратных направлений новой образовательной инициативы «Наша новая школа». Речь идет о создании условий для эффективной физкультурно-спортивной работы, обеспечении качественного питания и медицинского обслуживания школьников, проведения внеклассных мероприятий. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в республике многое было сделано для совершенствования школьной инфраструктуры. Образовательные учреждения получили современные учебные кабинеты, лаборатории, пополнились учебной литературой библиотеки.
Между тем, заострила внимание коллег Галина Салата, одним из острых вопросов является обеспечение школьников учебниками:
— Чтобы купить комплект учебников родители ежегодно тратят от 3 до 7 тысяч рублей. Должностной инструкцией библиотекаря в каждом образовательном учреждении должен быть прописан пункт об обязанности обеспечения школьников учебной литературой. Почему до сих пор во многих школьных библиотеках не созданы обменные пункты? Почему этот злободневный вопрос не стоит в повестке советов образовательных учреждений? Я думаю, любой родитель согласится бесплатно отдать комплект учебников своего ребенка-восьмиклассника ученику седьмого класса, если взамен бесплатно получит набор учебников для девятого класса. Это сложный, но решаемый вопрос, причем решить его могут в стенах самого образовательного учреждения.
Наиболее масштабным, впрочем, соразмерно задачам Года учителя в России, является направление — развитие учительского потенциала. Ключевой фигурой в школе должен стать не просто педагог, а учитель, владеющий современными методами педагогической практики. В последнее время в министерство нередко обращаются педагоги с жалобой на обилие отчетов. Следует навести в этом вопросе порядок. Учитель должен работать с детьми и качественно выполнять свою работу. У него два отчетных документа — классный журнал и дневник учащегося. Вся остальная документация — за администрацией.
В общей численности работников общеобразовательных учреждений — она составляет 6708 педагогов — только 648 учителей имеют стаж работы до 5 лет. Это около 10 процентов. В 2009 году Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова по педагогическим специальностям закончили 360 человек, к работе в школе приступили только 66 молодых специалистов. На начало учебного года в общеобразовательных учреждениях республики было 33 вакансии. Сегодня необходимо сконцентрировать совместные усилия на повышении престижа педагогической деятельности. Очень многое предстоит сделать в течение года, который объявлен Годом учителя в России.